Друзья!
24 апреля разыграем 2 билета на фортепианный вечер лауреата международных конкурсов Олега Вайнштейна, который состоится 25 апреля в Екатерининском собрании. Рандомайзер. От вас подписка и репост.
Купить билеты: https://petroconcert.spb.ru/afisha/4529?listim_open_widget=1
Внимание!!! — Для обладателей билетов с 1 по 5 ряд - экскурсия по Екатерининскому Собранию в 17:30
В концертной программе, приуроченной ко дню рождения Петра Чайковского — 25 апреля по старому стилю, прозвучат пьесы из цикла «Времена года», а также фрагменты концертных сюит из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» в переложении Михаила Плетнёва.
Фортепианное творчество Чайковского наряду с тремя концертами для фортепиано, Большой сонатой и циклами «Времена года» и «Детский альбом» насчитывает около ста двадцати разножанровых миниатюр, среди которых вальсы, ноктюрны, экспромты, множество программных сочинений — с названиями.
На протяжении всего творческого пути композитор обращался к созданию произведений для или с участием фортепиано, хотя концертирующим пианистом не был. Вероятно, природная застенчивость не позволила Чайковскому проявить себя в этом качестве и публичные выступления всегда стоили ему невероятного внутреннего напряжения. Однако современники отмечали, что инструментом музыкант владел превосходно, а критик Герман Ларош, которому композитор посвятил несколько сочинений, считал, что Чайковский способен исполнять опусы «первоклассной трудности».
На фортепианное творчество Чайковского во многом оказали влияние произведения композиторов, предшественников и современников, создававших музыку для этого инструмента, среди которых Михаил Глинка, Антон Рубинштейн, Фредерик Шопен, Ференц Лист, и в особенности Роберт Шуман. Вместе с тем сочинения для фортепиано Чайковского, безусловно, являются отражением его размышлений и художественного вкуса и воплощают характерные для творчества композитора эмоционально-смысловые образы и интонационные приемы.
Вершиной фортепианного наследия Чайковского принято считать «Времена года» — двенадцать характеристических пьес. Они были созданы по заказу известного петербургского издателя Николая Бернарда для его журнала «Нувеллист», который знакомил публику с музыкальными новинками российских и зарубежных композиторов. На протяжении 1876 года в ежемесячном выпуске журнала публиковалась одна пьеса, а в конце года был издан весь цикл, получивший наименование «Времена года».
Названия пьес были известны Чайковскому заранее, однако при публикации каждую фортепианную миниатюру предварял также поэтический эпиграф: строки из стихотворений отечественных поэтов, вероятно, были подобраны редакторами журнала «Нувеллист».
Двенадцать пьес цикла «Времена года» — своего рода зарисовки жизни XIX столетия с характерными праздниками, деревенским бытом, картинами родной природы, петербургскими пейзажами и одновременно — лирический дневник композитора, запечатлевший эмоциональные состояния тонкой и трепетной души.
ПРОГРАММА
П. И. Чайковский.
Пьесы из цикла «Времена года» опус 37 bis,
Концертные сюиты из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица»